Николай Александрович Лунин


Статьи посвященные Николаю Лунину.

Николай Александрович Лунин инициатор всесоюзного движения за увеличение полезной работы локомотивов.

Лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда. 1915 - 1968 гг.

Герой социалистического труда – основатель "лунинского движения" (увеличение пробега паровоза, межремонтных сроков и т.д). За годы Великой Отечественной войны машинист Лунин перевез 585 тысяч тонн оборонных и народнохозяйственных грузов, сэкономил 854 тонны угля и сберег на ремонте 75 тысяч рублей.   
Николай Александрович Лунин родился 22 мая 1915 г. в городе Ряжск Рязанской губернии в семье железнодорожника. После окончания семилетки и двух лет учебы в железнодорожном ФЗУ, работал слесарем в паровозное депо, через несколько месяцев стал помощником машиниста. В декабре 1934 г. прошел курсы машинистов на станции Тайга Томской железной дороги, в августе 1935 г. начал самостоятельно водить поезда.
Позднее его назначили старшим машинистом бригады на ФД 20-1242. Н.Лунин призвал всех паровозников улучшить уход за своими локомотивами, взять на себя больший объем ремонта, беречь паровозы от преждевременного износа. Бригада Лунина сделала свой паровоз хозрасчетным. За пять месяцев, с декабря 1940 г. по апрель 1941 г., она получила сверх зарплаты более 7 тысяч рублей, что составило 25% сэкономленной суммы.
В 1941 году приказом наркома путей сообщения от 28 января за №40 за ценную инициативу - увеличение пробегов паровоза между обточками и промывками и доведение среднесуточного пробега паровоза до 520 километров - Н.А. Лунин награжден знаком "Почетному железнодорожнику" и именными серебряными часами. Ему было присвоено звание машиниста 1-го класса и передан для эксплуатации юбилейный 3000-й паровоз "Феликс Дзержинский", выпущенный Ворошиловградским (Луганским) паровозостроительным заводом.
В ноябре 1941-го враг был на подступах к Москве. Лунин получил задание доставить в столицу (над ней нависла угроза топливного голода) эшелон с углем. Учитывая важность задачи, бригада Лунина привела поезд весом 5000 тонн при норме 1250.
В январе 1942 года машинисты паровозного депо Новосибирск во главе с Луниным обратились в Наркомат путей сообщения о разрешении провести сдвоенные кольцевые маршруты с углем от Кузбасса до Москвы и далее до прифронтовых дорог.
24 января 1942 г. в дальний путь по маршруту Кузбасс - Москва отправились первые три тяжеловесных угольных состава, которые вели бригады лучших машинистов Томской железной дороги - Н.А. Лунин, И.Д. Орлов, П.Д. Шолкин, П.К. Гулюк, Н.Ф. Яковлев. Но эти тяжеловесные поезда были уже не первыми. Они отправились по маршруту, который "проторил" лунинский ФД 21-3000. Скоростной доставкой сдвоенных угольных кольцевых маршрутов была доказана возможность успешного вождения тяжеловесных поездов на всем направлении от Кузбасса до прифронтовых дорог, выявлены новые резервы увеличения пропускной способности дорог Урало-Сибирского направления.
Постановлением Совета Народных Комиссаров от 10 апреля 1942 г. Николаю Александровичу Лунину присуждена Сталинская премия. Всю ее Лунин отдал на приобретение угля для освобожденного Сталинграда, на создание подводной лодки "Новосибирский комсомолец" для Северного флота и на строительство детского дома для детей погибших воинов.
2 апреля 1943 г. со станции Новосибирск  торжественно отправился угольный маршрут, который вел Николай Лунин. Этот уголь - тысячу тонн - машинист Лунин купил на свои личные сбережения, чтобы отдать его на восстановление Сталинграда.
В августе 1942 г. Лунин был удостоен еще одной высшей награды Родины - ордена Ленина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени паровозному машинисту депо Новосибирск Николаю Александровичу Лунину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
21 ноября 1943 г. Николай Александрович был награжден вторым знаком "Почетному железнодорожнику" за трудовой героизм, проявленный в дни войны.
За годы Великой Отечественной войны машинист Лунин перевез 585 тысяч тонн оборонных и народнохозяйственных грузов, сэкономил 854 тонны угля и сберег на ремонте 75 тысяч рублей.

В 1968 году, 3 октября, умер Николай Александрович Лунин (р. в 1915 г.), машинист локомотивного депо станции Новосибирск-Главный, новатор железнодорожного транспорта, автор "лунинского метода" вождения паровоза, лауреат Государственной премии СССР. В марте 1943 г. за счет своих личных сбережений купил эшелон угля весом 1000 тонн и лично доставил этот поезд городу-герою Сталинграду. В канун XXI в. Лунин признан "гражданином XX века Новосибирской области".

 

 

 

Hosted by uCoz