Предыдущая статья

В начало

Следующая статья

 

Некоторые сведения о наиболее почитаемых иконах Ряжского уезда.

 

Икона св. Дмитрия, Митрополита Ростовского.

 

Одна из наиболее почитаемых Ряжских икон. Хранилась в Благовещенском соборе за левым клиросом в правом Предтеченском приделе. Историческое и духовное значение иконы было изложено в донесении протоирея Гаретовского В.И. архиепископу Смарагду 20 февраля 1863 года № 47. "Прихожанином соборной Благовещенской церкви майором Михаилом Николаевичем Колесницким пожертвована в соборный храм икона св. Дмитрия, Митрополита Ростовского, изображенного в мантии и клобуке, с благословляющею правою рукой и с посохом в левой руке. Икона сия - живописная, величиной в 1 3/4 аршина, в серебряной чеканной ризе, весом в в 2 фунта, в которой на вычеканенном клобуке утверждён из брильянтовых с рубинами камней крест. Она по семейному преданию жертвователя, написана ещё при жизни святителя Божия. Дед жертвователя, Григорий Петрович Колесницкий, бывший наместником в Смоленске и отличавшийся благочестивым усердием к церкви Божией и её пастырям, особое питал уважение к святителю ростовскому,  в котором, вместе с

другими ревнителями православия, видел угодника Божия и с  благословения  святительского,  списал себе лик святого Дмитрия, а когда святитель Ростовский, по представлении своем 28 октября 1709 года, в  1752 году был прославлен Господом по благодати 21   сентября  1752 года мощи ев Дмитрия были обретены нетленными, - тогда раб Божий Григорий, дед жертвователя, благоукрасил лик святителя не пожалев   ни   серебра,   ни  драгоценных  камней.   Середина иконы, от благословляющей правой  руки и от левой руки с посохом снизу открыта - без ризы,  а по краям, в виде бордюра,  вершка с  полтора шириной  кругом,  вся  икона обложена серебром. Вверху иконы на ризе выбита крупными словами надпись:  "Образ     святого Дмитрия митрополита чудотворца"; а внизу иконы на серебряной бордюре мелкими словами   -    также    подпись:    "Преосвященный   Дмитрий митрополит   Ростовский   пострижен   во   иночески   образ восминадесят лет возраста своего, а представился в лето от Рождества Христова 1709 году 28 октября". Вверху иконы с правой   стороны   помещено   обычное   изображение   иконы Божией   Матери   Ватонедской.   Стоимость   сей   иконы   не определена. Ежегодно 21 сентября причт соборной церкви совершал всенощное бдение".  Судьба иконы после закрытия собора неизвестна.

 

Икона св. мученика Лукиллиана.

 

Находилась в Благовещенском соборе, помещенная за левым клиросом. Ни чем не украшенная и не древнего письма рассказывала о историческом событии города: "Объятый с трёх сторон пламенем город Ряжск, жители коего, в страхе от сего небесного посещения не знают, куда спасаться, а над городом - св. мученик Лукиллиан, которого спокойный но молитвенный взор обращен к небу, правая рука простерта на город, а левая, прижав крест к груди, свидетельствует о молитвенных воздыханиях страстотерпца Христова восходивших к престолу Всевышнего. Значение сей иконы подробно объясняется подписью на ней, которая гласит: "По воплощении Господа и Бога нашего Иисуса Христа 1838 года в третий день июня месяца в богоспасаемом граде Ряжске сице бе: при бездожии и велицем ветра объяло пламенем вси подгороднии слободы, в них же сгорело до седми стех домех, и неукоснитель самый град возгорел бы весь покровен дымом и осыпан горящими углями. Помощь человеческих была тщетна: вси в страхе и воплех бежаху из града. Человеколюбец же яви сицевое чудо: внезапу появилось малое облако, из негоже излился в толтцем обилии дождь иже угасил, якоже в пещи вавилонстей, всегубительное аламя". За такое убо милосердие Божие по обету и по прошению жителей спасенного от истребления граде святейший правительствующий Синод благославил в 3-й день июня месяца творити ежегодно около града крестный ход 'с молебным пением сладчайшем Иисусу, Божией Матери и св. мученику Лукиллиану, его же в оный день память совершается. Образ писан в столичном граде Москве по усердию Ряжскаго градскаго головы Дмитрия Алексеева сына Морозова и брата его Сергея от рождества Христова 1841 года".

В память сего страшного посещения Божия совершая каждогодно 3 июня, в день св. мученика Лукиллиана, крестный ход кругом, всего города, Ряжские граждане не перестают во всякое время года обращаться к сему страстотерпцу Христову с молитвой об избавлении как от всяких других бедствий, так в особенности от истребления огнем жилищ своих, и сей конец, имеют, в домашнем упореблении особую молитву св. Лукиллиану, составленную 23 августа 1859 года протоиреем Гаретовским. После закрытия собора судьба иконы неизвестна.

Летом 2003 года восстановленная икона святого мученика Лукиллиана была установлена в Успенской церкви.

 

Дружинная Казанская икона Божьей Матери.

 

Эта икона была устроена в Благовещенском Соборе за правым клиросом в 1859 году. Складная, в серебряновызолоченной ризе, с таким же крестом на верху, пожертвованный супругами дворян Ряжского уезда Ряжской дружине государственного подвижного ополчения, отправлявшейся в 1855 году на поля севастопольского сражения для защиты Отечества. После окончания войны, в 1856 году сия икона была принесена в соборный храм. После этого события икона становится предметом почитания. Житель села Маклаково, Скопинского уезда в 1899 году сообщает, что в соборе г. Ряжска находится чудотворная икона Божией Матери именуемая Казанской. За последнее время к этой иконе наблюдается паломничество. Связано это было с чудесным избавлением от недуга одного из больных г. Скопина - парня лет 17-19 сгорбленного. Он направился за исцелением своего недуга в Кронштадт к протоиерею отцу Иоанну, а тот в свою очередь напрвил его в г. Ряжск в собор, говоря "...что там на колокольне находится старинная икона Божией Матери". Он посоветовал парню просить Ряжское духовенство отыскать эту икону и отслужить пред нею молебен, что и было исполнено. После этого больной сгорбленный выпрямился и стал свободно ходить.

 

Зимаровская Боголюбская икона Божьей Матери.

 

Икона представляла собой копию древнего письма с Боголюбской иконы Божьей Матери и, по устному преданию, первоначально находилась на воротах г. Пронска, во время татарского нашествия была расколота и брошена в кусты, где чудесным образом срослась, при чем одна половина её доски осталась выше другой. Во 2-й половине 18 века она находилась у помещика с. Зимарово Лопухина, жившего в Москве, и хранилась у него в кладовой с другими вещами. В 1771   году  она  была взята на  время  у Лопухина  одним заболевшим моровой язвой жителем Москвы, которому приснился сон, что эта икона чудотворная. Больной был исцелён. По завещанию Лопухина икона после его смерти (около 1780 г.) была отправлена на его родину, в с. Зимарово. В 1848 году она прославилась тем, что избавила жителей г. Раненбурга от холеры, куда она была принесена 23 июня на молебен. В начале 20 века эта икона ежегодно проносилась с крестным ходом в г. Рязань.

 

 

Предыдущая статья

В начало

Следующая статья

 

Hosted by uCoz